Svojostrov.ru: литературный сайт

Все жанры не для всех

    Михаил Дайнека    Литературный сайт    Диана Вежина    Литературный сайт    Михаил Дайнека    Литературный сайт    Диана Вежина    Литературный сайт    Михаил Дайнека    Литературный сайт    Диана Вежина    Литературный сайт    Михаил Дайнека    Литературный сайт    Диана Вежина    Литературный сайт    Михаил Дайнека    Литературный сайт    Диана Вежина    Литературный сайт    Михаил Дайнека    Литературный сайт    Диана Вежина    Литературный сайт    Михаил Дайнека    Литературный сайт    Диана Вежина    Литературный сайт
  Предыдущие записи>>


Этот раздел сайта посвящен литературной критике, актуальным книжным обзорам, а также литературным и окололитературным событиям, к которым мы либо причастны, либо тем, которые нам просто интересны.

 



26 марта 2013 г. в Санкт-Петербургском Доме писателя состоялся творческий вечер Дианы Вежиной и Михаила Дайнеки. Мероприятие было посвящено феномену медицинской прозы в современной русской литературе. Авторы представили свои книги «Байки со “скорой”, или Пасынки Гиппократа» и «Новые байки со “скорой”, или Козлы и Хроники». В зале присутствовали известные петербургские литераторы Илья Штемлер, Лев Гаврилов, Борис Друян, Андрей Кивинов, Елена Топильская и многие другие, а также журналисты и многочисленные гости. Михаил Дайнека выступил с докладом «Феномен медицинской прозы в современной русской литературе» и ответил на вопросы аудитории. Диана Вежина под дружный смех и аплодисменты публики озвучила рассказы из цикла «Сказки “скорого” врача». Доброжелательные замечания и слова поддержки авторам высказали, в частности, Илья Штемлер и Борис Друян. Вечер завершился неформальным общением в рамках дружеского фуршета.

 


Феномен медицинской прозы в современной русской литературе

 

Исторически для русской литературы медицинская проза — явление хоть и периферийное, но вполне органичное.

Первое произведение такого рода — это, безусловно, «Записки врача» Викентия Вересаева, написанные в самом конце позапрошлого века. В те благословенные для литературы времена книга имела исключительный успех у публики, вызвав при этом массовое негодование критики.

Тут вот что интересно. Что тогда, что сейчас любая живо и честно написанная книга о медицине, о лекарях и пациентах, в которой образ врача отличается от того образа, который существует в массовом сознании, то есть от мифа о враче, от того, каким по мнению обывателя должен быть врач; так вот, такая книга загодя обречена на шквал негативных отзывов.

Так было и с моими «Пасынками Гиппократа», первый раз изданными аж 15 лет назад. Это, впрочем, ничуть не помешало роману все эти годы жить, переиздаваться и до сих пор очень неплохо продаваться.

Но вернемся к истории.

Следующей реперной точкой в развитии русской медицинской прозы, очевидно, являются «Записки юного врача» Михаила Булгакова, появившиеся четверть века спустя после вересаевских «Записок».

Занятно их сравнить. Если «Записки» Вересаева — это книга о врачах, написанная врачом, то булгаковские «Записки» это произведение о врачах, написанное уже писателем. Если Вересаев выигрывает в плане материала, фактуры, то Булгаков — в художественности своих рассказов. И самое для нас главное — если Вересаев насквозь серьезен, то Булгаков показал, что о лекарях и пациентах можно писать смешно.

Оттуда, от Булгакова, и пошла традиция иронической медицинской прозы, к которой мы с Дианой Вежиной причисляем и свои произведения.

Период соцреализма для медицинской прозы был убийственен. Она оказалась на вовсе уж периферии литературного процесса, деградировав до жанра производственного романа. Вполне справедливо, что большинство этих писаний и их авторов давно и основательно забыты.

Были, конечно, исключения. К примеру, в годы своего медицинского студенчества я не без интереса прочитал повесть Михаила Чулаки «Прощай, зеленая Пряжка». К слову, много позже, будучи уже знакомым с Михаилом Михайловичем, я как-то постеснялся похвалить эту книгу, сказать ему, что это получилось хорошо, о чем до сих пор жалею.

Я это еще и к тому, коллеги, что не надо скупиться на хорошие слова о книгах друг друга, если книги, конечно, этого стоят.

Ироническая медицинская проза вернулась только в перестроечные времена. Первым, если я не ошибаюсь, был Михаил Веллер с «Байками скорой помощи», а затем уже и ваш покорный слуга с «Пасынками Гиппократа». Кстати, если кто не в курсе, Диана Вежина в «Пасынках» — один из центральных персонажей. Позже она в отместку обо мне тоже кое-что понаписала…

Были и другие книги, более или менее удачные, скорее менее чем более. И всё равно до недавнего времени медицинская проза в современной русской литературе оставалась делянкой непаханой.

И вдруг произошло то, чему у меня исчерпывающего объяснения нет. Года три-четыре назад началось буквально обвальное издание книг о лекарях и пациентах, причем эти книги реально пользуются спросом. Только в серии «Приемный покой» несколько десятков, если уже не за сотню наименований.

А ведь есть еще изрядное количество книг вне рамок этой серии, и занимается медицинской прозой не одно издательство.

Ничего подобного в нашей литературе никогда не было.

Другое дело, что не весь этот массив равноценен. Какие-то опусы откровенно и незатейливо продолжают традицию производственного романа времен соцреализма, например произведения Андрея Шляхова. Вот у него точно — врач таков, каким он должен быть в представлении обывателя. Тем не менее, читателей у таких опусов хватает, книги расходятся — ну и слава Богу.

Не время говорить о качестве подобного читателя…

Наиболее интересная современная медицинская проза представлена жанром «Записок». Как правило, эти «Записки» пишутся врачами, зачастую сначала в Интернете, а уже потом удостаиваются внимания издателей. По-моему, уже изданы «Записки», написанные врачами всех специальностей: записки психиатра, гинеколога, уролога, проктолога, патологоанатома и т.д.

Тут, конечно, тоже не всё равноценно и равно интересно. Из двух десятков книг медицинской прозы, которые я прочитал или пролистал за последнее время, я бы выделил и рекомендовал, хоть и с оговорками, всего лишь две. Это «Записки на кардиограммах» Михаила Сидорова и «Записки районного хирурга» Дмитрия Правдина. Последний особо интересен тем, что ближе не к булгаковской, а вересаевской традиции «Записок».

Ну и на что я хочу обратить ваше внимание без оговорок — это, конечно, на «Сказки скорого врача» Дианы Вежиной…

Видеофрагменты выступления Дианы Вежиной здесь и здесь

 

 

   Следующая страница>>

   Предыдущие записи>>

Интерфейс
Шрифт
Цвет              
             
Фотогалерея

 

Новые книги
Новые байки со скорой
Байки со скорой
Издателям
Реклама на сайте
—качать бесплатно
Проза
ѕасынки √иппократа
Поэзия
Город, которого нет
Online-проект
Новые сказки
При перепечатке, цитировании или ином использовании материалов нашего сайта ссылка на © svojostrov.ru приветствуется.
Благодарим за понимание.
Статистика